Металлоизделия
Металлическая плетенка и проволока различных сортов и размеров широко используются в конструкциях шин и рукавов. В производстве клиновидных ремней и транспортерных лент в последнее время применяют металлический канатик (трос). Тросы соответственных калибров используют для привязных аэростатов. При изготовлении некоторых видов транспортерных лент и технической пластины в качестве прокладок применяют металлическую сетку.
Различного вида металлические штампованные детали применяются при изготовлении формовых резиновых изделий. Проволока, плетенка и трос входят в конструкции резиновых изделий как элементы, несущие нагрузку, и принимаются по данным предварительных расчетов.
Проволока получается горячей прокаткой или холодной обработкой — так называемым волочением. Волочение состоит в протяжке заготовок диаметром 5—15 мм последовательно уменьшающихся в сечении, через конические глазки волочильных досок. Образование проволоки из заготовки и последовательное уменьшение размеров ее сечения совершается за счет обжатия ее. Применяемое при волочении проволоки растягивающее усилие создает при проходе ее через глазок напряжение, соответствующее давлению при истечении металла. Последний приводится в пластическое состояние и деформируется. В результате этой обработки образуется наклеп, обусловливающий неравномерность свойств проволоки от периферии до центра поперечного сечения. Возрастают твердость и предел прочности, снижаются удлинение и гибкость проволоки. Для устранения жесткости, возникающей в проволоке под влиянием волочения, иногда применяется последующая термическая обработка — отжиг проволоки. После отжига твердость и предел прочности уменьшаются; удлинение, гибкость (скручиваемость) и предел усталости возрастают. Однако проволока малых диаметров, изготовленная из того же сырья, что и проволока больших диаметров, из-за наклепа всегда обладает большим пределом прочности и меньшим удлинением. Поэтому точной и единой средней оценки прочности проволоки по всему ассортименту ее диаметров дать нельзя. Свежеволочная железная и стальная проволока вначале блестит, но скоро тускнеет и начинает ржаветь. Для защиты от коррозии железная проволока подвергается отделке. Наиболее распространенным видом отделки проволоки является цинкование, проводимое или погружением проволоки в расплавленный цинк, или электролитическим способом. Цинкование, однако, ведет к уменьшению сопротивления разрыву и удлинения и к снижению предела усталости. Низкоуглеродистая проволока (ГОСТ 3282—46) применяется в качестве арматуры (спиралей) всасывающих рукавов, а также арматуры для напорных рукавов повышенного давления. Проволока, применяемая для спирали, лежащей на внутренней поверхности, а также лля брони (наружной спирали), должна быть оцинкована; в остальных случаях цинкование не обязательно. Плотность железной проволоки — 7,6—7,7,
Проволока стальная углеродистая бывает двух видов: мягкая и твердая. Мягкая стальная проволока изготовляется обычным путем, но подвергается повторному отжигу. Твердая стальная проволока, применяемая для изготовления пружин и канатов, проходит особую операцию патентирование, представляющую собой комбинированный процесс закалки с одновременным отпуском в ванне из расплавленного свинца. В рукавах с металлической оплеткой применяют стальную проволоку, изготовляемую холодным волочением. Проволока диаметром 0,3 мм по ТУ 4918—54 имеет предел прочности 2,10—2,55 кН/мм2.
В зарубежной практике известно применение стальной латунированной проволоки диаметром 0,2—0,4 + 0,15 мм с пределом прочности 1,68—2,8 кН/мм2.